С целью повышения интереса педагогов к научно-исследовательской работе и подготовки к Республиканскому конкурсу-защите научно-исследовательских работ учащихся – членов МАН в 2017 - 2018 учебном году 25 октября 2017 года на базе ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет» состоялся Республиканский семинар-практикум «Организация самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся».
Целевая аудитория: специалисты городов и районов, ответственные за работу с одарённой молодёжью, руководители методических объединений учителей, научных товариществ учащихся, преподаватели – научные руководители научно- исследовательских работ учащихся – членов МАН. В мероприятии приняли участие более 100 человек.
С приветственным словом и пожеланиями плодотворной и содержательной работы, успехов в организации научно-исследовательской работы одарённых детей перед участниками семинара выступили почётные гости Сергей Борщевский, декан горного факультета ДонНТУ, профессор, доктор технических наук и Виктория Жильченкова, декан инженерно-экономического факультета ДонНТУ, доцент, кандидат экономических наук.
Директор «ДОНМАН» Ангелина Павлова в своём выступлении осветила организационные вопросы ІІ этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся – членов МАН, акцентировала внимание педагогов на изменениях в порядке проведения Конкурса-защиты и подробно ответила на вопросы присутствующих по теме семинара. «Важную роль в процессе развития учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи» играют территориальные отделения МАН, школьные научные общества, педагоги – научные руководители учащихся, встречи с которыми подтверждают, что интерес к научно-исследовательской работе в Донецкой Народной Республике не ослабевает», - подвела она итог своего выступления.
О научной деятельности как творческом процессе рассказал участникам семинара Лев Саркисян, кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и коммерческого дела ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М.И. Туган-Барановского». «Говоря о науке, необходимо помнить, что это — особая сфера человеческой деятельности, направленная на получение объективных знаний о мире, их теоретическое обоснование и систематизацию. Но, прежде всего, научная деятельность - это творческий процесс», - подчеркнул выступавший.
Работа территориальных отделений, школьных научных обществ крайне важна и необходима. Бесценна и работа учителя, наставника, научного руководителя юного исследователя. В этом контексте Татьяна Соколова, заместитель директора по учебной работе Республиканского многопрофильного лицея-интерната при Донецком национальном университете изложила принципы организации самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся в общеобразовательном учреждении - лицее-интернате.
С методическими рекомендациями по оформлению и защите научно-исследовательских работ для участия в Республиканском этапе конкурса-защиты НИР учащихся – членов МАН выступила методист учреждения дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи» Евгения Логвиненко, по ходу ответив на вопросы присутствующих руководителей научной деятельности учащихся.
Методист «ДОНМАН» Татьяна Серых презентовала участникам мероприятия сборник методических рекомендаций для обучающихся по успешному осуществлению научно-исследовательской работы «Путеводитель юного исследователя».
О важности правильного оформления сопроводительных документов для участия в Конкурсе рассказала методист «ДОНМАН» Виктория Сугакова.
В ходе семинара-практикума были рассмотрены вопросы о принципах и особенностях научной деятельности, ее структуре¸ целях и результатах, освещены вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, функциях педагога общеобразовательного учреждения как организатора научно-исследовательской работы одаренных детей; прошли консультации по секциям научных отделений, состоялись встречи с членами жюри II этапа Республиканского этапа Конкурса-защиты научно-исследовательских работ.
Семинар-практикум «Организация самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся» получился плодотворным и содержательным: присутствующие педагоги получили ответы на актуальные вопросы, повысили мотивацию и подтвердили желание заниматься сопровождением научно-исследовательских работ своих учеников.